Фото: vk.com/farewellplazkart
«Идет дискуссия: нужны они для нашей страны или нет . Мы уже видим, что экономика купейных двухэтажных вагонов гораздо лучше, чем одноэтажных, и, может быть, пора переходить именно на это», — заявил чиновник, отвечая на вопросы участников форума «Территория смыслов» в пятницу.
«Но Россия все-таки очень многообразная страна, и там, где уровень жизни пока еще не так высок, как в местах концентрации населения, в мегаполисах — причем не только в европейской, но и в восточной части нашей страны — там плацкартные перевозки пока еще очень востребованы», — добавил он, напомнив, что они поддерживаются из федерального бюджета, хотя и все в меньших объемах.
«Я уверен, что к 2040 году мы уже точно избавимся от того, что по нашим железным дорогам будут «бегать» старые вагоны, хотя бы в силу того, что их нормативный срок эксплуатации — 20 лет. За эту цифру я отвечаю», — также заявил министр, отметив, что сейчас ОАО «Российские железные дороги» уже реализует «масштабную программу по перевооружению подвижного состава», на маршрутах появляются новые его виды — «Ласточки», «Стрижи», «Сапсаны», Allegro.
Публичную дискуссию о необходимости в РФ плацкартных вагонов еще несколько лет назад открыл прежний президент РЖД Владимир Якунин. В 2013 г. он заявил, что «Российские железные дороги» в будущем планируют полностью отказаться от этого вида подвижного состава. «Я считаю, что такой анахронизм, как плацкартный вагон, который сохранился только в нашей стране, конечно, должен уступить место более комфортным видам перевозки людей», — говорил он тогда, уточняя, что вопрос зависит и от снижения издержек, и закупок новых, более комфортабельных вагонов. «Я не могу сказать, вопрос ли это десяти лет, но это не вопрос двух лет», — отмечал экс-топ-менеджер.
Позднее В.Якунин говорил, что в компании рассматривают плацкартные вагоны как не обеспечивающие в достаточной степени комфортный стандарт таких перевозок. «Потому что коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность. Сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться-одеваться прилюдно только потому, что плацкарта несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно», — пояснял он.
Бывший глава РЖД отмечал, что «рано или поздно плацкартные вагоны должны кануть в Лету», а взамен предлагаются либо сидячие, либо купейные вагоны. «Если у нас сейчас появились двухэтажные вагоны, в которых стоимость проезда в купе сокращается на 30%, то мы объективно подходим к верхней границе стоимости перевозки в плацкартном вагоне», — заявлял он. В середине десятилетия государство начало стимулировать покупку двухэтажных вагонов за счет субсидий.