История возникновения городецкой росписи

Талантом и чутьем народа к прекрасному обусловлено появление промыслов. С их помощью люди старались украсить свою нелегкую жизнь и привнести в нее яркие краски. История возникновения городецкой росписи началась в XIX веке. Промысел возник в Нижегородской области в деревнях вокруг города Городец. Отсюда пошло и его название.

Обилие лесов в окрестностях сыграло свою роль. Многие необходимые для быта вещи и кухонная утварь производились из древесины. Кому пришло в голову первому украсить предметы яркими росписями не известно, но всем это пришлось по вкусу. В 1920 году, когда было решено создать выставку крестьянского промысла, были найдены образцы резьбы и росписи из городецких сел. До этого времени искусствоведы считали работы грубыми и не видели в них ценности.

С чего началась городецкая роспись

Изначально, красочные картинки можно было увидеть на донцах, которые крепились к гребню прялки. На них сидела женщина, и тянула нить. Прялка была разборная. Гребень после использования отправлялся в угол, а донца вешали на стену, чтобы украсить помещение.

Впервые диковинные прялки появились в продаже на нижегородской ярмарке. С торгового места их развозили во все уголки империи. Мастеров росписи было много, но все они придерживались яркого стиля, который невозможно представить без цветочных гирлянд из роз и ромашек. Самые лучшие образчики промысла можно увидеть в Государственном Историческом музее и в Русском музее Петербурга.

История городецкой росписи

Чтобы понять, как складывалась история возникновения городецкой росписи, необходимо окунуться в самобытную культуру региона. Расписанные предметы быта были сделаны в Хлебаихе и Курцево, в Буках, Косково или Савино. Но ни одно село не дало название промыслу. Располагались населенные пункты на реке Узола. Живописная природа наделила картины своими яркими красками.

Также эти места некогда принадлежали старообрядцам с их культурой иконописи. Часто ремесленниками использовалось травное письмо, свойственное нижегородским мастерам. Совместив светские мотивы и религиозные традиции, умельцы создали своеобразный стиль. Название «городецкая» роспись получила только в 1930 году.

Формирование стиля

Краски в оформлении прялок использовались не всегда. Мастера-умельцы делали инкрустации, вырезая узор и вставляя в получившуюся канву породы другого дерева, отличного по цвету. Для придания оформлению яркости, его расцвечивали красками.

Потом ремесленники отошли от традиции резьбы, так как процесс был длительным и трудоемким. Украшать стали не только донца прялок, но и другие деревянные изделия: детские стулья, колыбельки, разделочные доски. До конца девятнадцатого века формировался стиль городецкой росписи. Он зарекомендовал себя и остается без изменений по сегодняшний день.

Технология нанесения городецкой росписи

В сравнении с хохломской росписью, по технологии городецкая значительно проще. Краски наносятся непосредственно на древесину без предварительной обработки грунтовкой. В качестве фона могут использоваться желтый, красный или черный оттенок. Он скрывает неровности и шероховатости поверхности. После высыхания наносится непосредственно рисунок.

Первые краски мастеров имели яичную основу, они были устойчивыми, но палитра была достаточно скудной. В качестве пигмента использовали растительные компоненты: травы или ягоды. В настоящее время технологии усовершенствовались. Для росписи стали использовать масляные краски. Они имеют более широкую палитру, позволяют придать росписи яркий колорит. Самой эффективной является краска на сухой основе. Ее называют темпера. Для приготовления красок используется натуральный или искусственный пигмент.

Особую точность линий мастера росписи переняли у резчиков. Чтобы создать одну работу, они затрачивали несколько дней. Выписывать каждую линию и добиваться четкости образа художники начали еще с того времени, когда украшали инкрустированные древесиной дуба прялки.

Искусство росписи по резьбе существовало относительно недолго. Отмечается, что им владело всего два поколения мастеров. Была найдена работа, в которой гармонировали три стиля. На одном донце верх был инкрустирован, в середине к резьбе добавилась роспись, а внизу уже присутствовала только краска. Работа была подписана именем Лазаря Мельникова.

Существовали отработанные каноны росписи. На дощечках чаще всего мир людей разворачивался сверху, а внизу изображали животных или растения. Но тем и прекрасна городецкая роспись, что отступление от канонов не является преступлением. Именно иконописные традиции дали мастерам написание человеческих образов. В отличие от росписей других регионов, в изделиях гармонично сочеталась жизнь людей и природные мотивы.

Поражает разнообразие форм. Если на начальном этапе появлялись только расписные донца, то потом стали производить коробы и лукошки, полочки и шкафчики. Округлые формы позволяли создать сферическое изображение. На нем разворачивался целый ряд событий, которые могли быть связаны между собой.

Для нанесения рисунка истинные мастера используют только кисть и краски, а начинающему художнику необходимо сначала нанести рисунок карандашом. Контуры изображения всегда выделяются белым или черным цветом, что придает им большую натуральность. Рисунок наносится крупными мазками. Если цветовая палитра достаточно широкая, то система образов еще многообразнее.

Мотивы городецкой росписи

История возникновения городецкой росписи напрямую связана с условиями жизни и быта крестьян и купеческого сословия. Мастера могли изображать то, что видели вокруг. Рисунки приобретали сказочный характер, благодаря своеобразной передачи образов. Сценки домашнего застолья с самоваром, свидания влюбленных, отдыха на природе живописали жизненные ситуации, которые были близки народному духу. Все сюжеты обрамлялись в гирлянды из цветов. Также на расписных предметах можно было увидеть заморских животных и птиц, выполненных в вольной манере, что делало их сказочными и нереальными. Часто встречающийся образ – это целующиеся голубки.

Стиль росписи можно охарактеризовать, как «волшебный реализм». Мастера старались превратить окружающий мир в сказочный. Обыденные образы приобретали нереальные очертания. В то же время каждая работа показывала определенный спектр чувств и эмоций. Кажущаяся сдержанность была обманчивой. Легкое прикосновение кисти делало взгляд влюбленного юноши счастливым или подозрительным. Человек на лошади отличался грациозностью или порывом. Сцены веселья были очень сдержанными по эмоциям, но яркими и красочными в цветовой гамме.

Исследователи творчества городецких мастеров склонялись к мысли, что на творчество народных умельцев влияло лубочное искусство. Но если картинки городских ремесленников были только кальками, на которые наносились краски, то деревянные изделия были более живыми и натуральными. Народные мастера были живописцами, держащими каждый образ в голове и обладающие фантазией.

История возникновения городецкой росписи отражает исторические события, происходившие в Поволжье. До настоящего времени живы традиции промысловиков. Городецкая роспись продолжает украшать деревянные изделия, но их все чаще используют в декоративных, а не функциональных целях.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?
Источник статьи

Добавить комментарий