Николо-Угрешский монастырь. История

Николо-Угрешский монастырь, история его возникновения особенная. Основан он был не монахом и не священником. Построен в живописном, но, в общем-то, совершенно случайном месте. Но главное: момент его основания совпал с трудным и переломным периодом для всей Руси.

Прежде чем попасть непосредственно на территорию монастыря, стоит обратить внимание на ту необычную его часть, что называется Палестинской стеной. Если идти в обитель со стороны Москвы, то в первую очередь будет видно именно её. Построена она в 1866 году. Кто именно и зачем решил привнести такой элемент в образ обители, неизвестно. Но традиционные узнаваемые очертания Святого города Иерусалима стали одновременно и задачкой для исследователей монастыря, и его яркой отличительной чертой.

Надо отметить, что и сама обитель, и площадь, на которой она расположена, носят имя Николая Чудотворца не просто потому, что это наиболее почитаемый православными людьми святой. Его роль в жизни монастыря судьбоносна. И чтобы понять её, нужно разобраться: чем жила наша страна во второй половине XIV века? Как появился Николо-Угрешский монастырь? История его возникновения какова?

Более ста лет финансовой и политической зависимости от Золотой Орды, внутренняя разобщенность, бесконечные распри и интриги, борьба за власть. В этих условиях отказ великого князя Московского Дмитрия Ивановича платить дань Орде стал первым решительным шагом на пути к свободе. Сумев собрать и сплотить вокруг себя многих (но, к сожалению, не всех) русских князей, Дмитрий приготовился к главной в своей жизни битве, после которой его и назовут Донским.

В августе 1380 года князь узнал, что татарский хан Мамай вовсю хозяйствует на юге Руси и уже направляет свое 100-тысячное войско на Москву. Поняв, что настал критический для отечества момент, что «поганые», как их тогда называли, готовы залить кровью русскую землю, Дмитрий Иванович начинает готовиться к предстоящей битве. Готовность отстоять независимость своего государства и защитить православную веру изъявляют не только профессиональные воины, но и простые люди, ополченцы. Сергий Радонежский даёт им благословление и двух своих иноков в подмогу. Забегая вперёд, надо сказать, что эти воины-монахи Пересвет и Ослябя из похода не вернулись. Пересвет положил начало Куликовской битве, сразившись с грозным Челубеем. А Ослябя выступил в передовом полку, который весь полёг на поле боя.

Итак, Дмитрий Иванович повел своё воинов Коломну, где должны были соединиться силы нескольких русских полков. Ночь застала войско на берегу Москвы-реки, протекающей за стенами сегодняшнего монастыря. Пока все отдыхали, великому князю не спалось. Он беспокойно ходил и размышлял о предстоящем испытании: всё ли он делает правильно, удастся ли одолеть врага, какие жертвы и потери принесет это сражение. И вдруг, как некое озарение, Дмитрию было ниспослано видение: прямо на сосне он увидел икону почитаемого всеми православными людьми святителя Николая. Это чудесное событие воодушевило и «согрело сердце» князя, как он сам об этом сказал: «Сия вся угреша сердце мое!» Вероятно, с тех пор местность эта и получила название Угреша. А кусочек ствола той самой сосны вплоть до революции бережно хранился в здешней часовне.

Успокоенный и воодушевленный, уверенный в своей правоте и силе русского духа, князь повел свое войско в бой. Итог этого похода известен из учебников истории. 8 сентября Куликовская битва закончилась достойной победой русского войска под предводительством Дмитрия, названного с той поры Донским. А на обратном пути в Москву князь снова остановился в том месте, где ему было видение, и в ознаменование долгожданной победы над монголами пообещал основать здесь монастырь имени Николая Чудотворца. Что и было вскоре сделано.

Николо-Угрешский монастырь стал ктиторским, то есть живущим на средства неравнодушных благодетелей. После Дмитрия Донского обитель поддерживали и посещали и другие русские государи. Отстроенный после сожжения крымскими татарами монастырь посещал Иван Грозный, позднее освободив его от пошлин и закрепив за ним право собственности на четырнадцать сёл в близлежащих уездах. Прислушавшись к просьбам священников, Иван Грозный распорядился вернуть первоначальный облик чудодейственной иконе святителя Николая. Образ совершил большое путешествие по нескольким речкам в Москву, встречен с почестями и отреставрирован святителем Макарием.

Смутное время не обошло стороной и Николо-Угрешский монастырь. История гласит, что в 1606 году его игумен принимал участие в венчании на царство Василия Шуйского. Кроме того, это место почему-то выбирали в качестве укрытия известные самозванцы. В феврале 1603 года здесь прятался Лжедмитрий I. А через семь лет обитель была захвачена войском так называемого «тушинского вора». Лжедмитрий II поселился и жил здесь некоторое время со своей супругой Мариной Мнишек. Неподалёку от монастыря случались битвы русских с поляками. А в 1611 году, после того, как польское войско захватило Москву, учинив там беспорядки и страшные пожары, именно в Угреше соединились силы первого Земского ополчения.

Период расцвета для этого места начался только с приходом царя Михаила Фёдоровича Романова, а затем его преемника Алексея Михайловича. Великие государи практически ежегодно бывали в этом святом месте и всячески ему благоволили: уменьшали либо отменяли подати и сборы, давали разрешение на рыбную ловлю и использование вод, делали щедрые пожертвования и давали особые привилегии.

В итоге, монастырь заметно разросся. Вокруг него возвели основательный трёхметровый забор. Здесь было большое хозяйское подворье и разнообразные каменные постройки: братские корпуса, кельи, гостиные палаты, две житницы. В монастыре цвели свои фруктовые сады, а пруды были богаты рыбой.

Но затем прошел через череду испытаний Николо-Угрешский монастырь. История рассказывает, что Петровские реформы лишили его каких бы то ни было привилегий. Царская семья, переехав из Москвы в Санкт-Петербург, позабыла Угрешу. Резко сократилось число паломников. Зато значительно прибавилось количество узников за счёт сосланных сюда мятежных стрельцов.

При Екатерине II обитель потеряла часть своих земель и обеднела ещё больше. Немногочисленным монахам вместе с настоятелем выделялось скудное жалование. Здания ветшали, а денег на их реставрацию катастрофически не хватало. И понятно, что при такой политике по отношению к духовным учреждениям, ни о каком развитии обители речи не шло. Свою «лепту» в разорение храма внесли в 1812 году и захватчики из армии Наполеона.

Однако Угреше было суждено вновь возродиться. Произошло это отчасти в связи с очередной сменой светской власти, но в большей степени из-за присутствия в жизни монастыря крепких духом служителей церкви. Как в старые добрые времена в обитель стали приходить воцерковленные спонсоры. Появилась возможность проводить реставрации, перестраивать и расширять помещения.

Строительство шло полным ходом. Протяжённость новой каменной стены составила более полутора километров, а высота – до шести метров. Её украсили 16 башен и 8 ворот. На юго-востоке территории возвели Казанский храм, благоустроили пруды, организовали водопровод. В середине XIX века в дни больших праздников Успенскую церковь посещали более десяти тысяч человек. А медицинскую помощь в монастырской больнице получали до пяти тысяч пациентов.

Настоящий расцвет наступил к началу XX столетия. Это святое место почитало духовенство, регулярно посещали многочисленные паломники и очень любили прихожане. Пока не случилась революция.

Для церквей России настали тяжёлые времена. В храмах монастыря несколько раз проводились обыски, изымались церковные ценности. Архимандрит Макарий дважды был под арестом. В 1919 году, он предпринял попытку спасти обитель, возглавив Николо-Угрешскую трудовую общину, в которой проживало несколько десятков человек. Но попытки выжить в новых условиях не увенчались успехом. Имущество монастыря начали передавать Моссовету, а на в освободившихся помещениях организовали детскую колонию для беспризорников. Кстати, история именно угрешской Коммуны им. Дзержинского нашла своё отражение в фильме «Путёвка в жизнь». А именем её создателя по сей день сегодня называют город, в котором расположен монастырь.

Столовую, цеха, школу, фабрику, гостиницы и даже венерологический диспансер в разные годы размещал на своей территории Николо-Угрешский монастырь. История сообщает, что в 1940 был уничтожен центральный и самый древний Никольский собор, имущество храмов разворовано, стены

осквернены. В 60-70-х годах были предприняты робкие шаги по сохранению и частичному восстановлению некоторых объектов монастыря.

Но настоящее воскрешение Угреши началось в 1990 году. Для начала монастырь вернули Православной Церкви. Как в старые добрые времена его возвращению к жизни помогали многочисленные благодетели: от представителей властей до обычных горожан. Постепенно восстанавливались старинные храмы. А также появлялись новые.

Десять лет назад на месте обнаружения остатков фундамента воссоздали Никольскую церковь. Причем, Святейший Патриарх Алексий высказал пожелание, чтобы собор был воздвигнут в стиле архитектуры времени Куликовской битвы и увековечил тем самым подвиг русского народа в той битве.

Сегодня самым крупным храмом Угреши является Преображенский собор, построенный в конце XIX века к 500-летию монастыря. Высотой купола и площадью он уступает лишь Храму Христа Спасителя. Его иконостас расписывали палехские мастера, а шесть паникадил привезли из Греции. Здесь хранится образ Николая чудотворца и мощи преподобного Пимена.

Многоярусная колокольня, потерявшая во время Великой Отечественной войны верхние уровни, в наши дни была восстановлена и снова выросла почти до ста метров.

Церковь Пимена Угрешского напоминает храм Покрова на Нерли. Она появилась в 2002 году на земле монастырского кладбища. До 1928 года здесь была часовня, в которой хранился прах настоятеля Пимена, канонизированного в 2000 году. Прах был укрыт в советское время неравнодушным жителем, а затем чудесным образом возвращён обители. Возвели церковь при поддержке Министерства юстиции РФ в память о его погибших сотрудниках.

Позднее завершилось основное строительство храма-часовни во имя Страстей Господних. Исполненный в древнерусском стиле, он не смотрится как «новодел», а органично вписывается в существующую архитектуру и ландшафт. Иконостас часовни украшен образами «страстного цикла». Сама она расположена на возвышении, как бы напоминая о голгофе и испытанных страданиях Христа. В этом усматривается продолжение темы святого города Иерусалима, той самой «палестинской стены», с которой начинается путешествие по Николо-Угрешскому монастырю. А декоративно обозначенная тропинка от часовни к центральному Преображенскому собору может трактоваться как символ обретения веры человеком, познавшим жизнь и мучения Божьего Сына.

Православным, глубокорелигиозным людям стоит посетить Николо-Угрешский монастырь. История его основания и строительства – это часть истории великой России. Внутри стен обители можно всей душой ощутить божественную атмосферу, обрести духовное спасение и позабыть на время о мирских заботах и трудностях.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?
Источник статьи

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.