Летом нам повезло: мы выбрались-таки на неделю в еще спокойную Каталонию .
Задача минимум была увидеть несколько городов, замков, монастырей, поездить по винодельням (бодегам), искупаться в море. Задача максимум — не бегать, высунув язык и… расслабиться.
Начинаем стандартно, с Барселоны.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Здесь сразу понимаешь, ты в столице Каталонии: названия улиц – все на каталанском, он довольно серьезно отличается от испанского, на балконах висят красно-желтые полосатые флаги со звездным треугольником и надписью Sí. Так сторонники независимости уже несколько лет выражают свое право на самостоятельность.
Здесь все играют в футбол и болеют за Барсу.
Здесь вкусно готовят, много едят и делают потрясающие вина.
Чем же отличаются каталонцы от кастильцев? Кастилец – это человек-праздник, каталонец — работяга и перфекционист. Журавлю в небе каталонец ВСЕГДА предпочтет синицу в руках. Кстати, символ Каталонии — осел, burro catalano. Поэтому назвать здесь мужчину ослом — совсем не обидно))).
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Символ Барселоны – Саграда Фамилия, Храм Святого семейства. Самый знаменитый долгострой мира.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Самое знаменитое творение Антонио Гауди, заложенное в 1882 году, планируют закончить через девять лет, к 2026 году. Правда, из-за последних событий сроки могут опять сдвинуть…
Саграда строится исключительно на пожертвования, поэтому процессом строительства наслаждается уже не одно поколение туристов. На всех объектах Гауди – их просто толпы, преимущественно из Юго-Восточной Азии. Говорят, в свое время именно японские туристы сделали мировой промоушн Мастера. После скоропостижной смерти Гауди (а он погиб под трамваем, засмотревшись на свое творение) строительство Храма Святого Семейства было заморожено. Во-первых, не осталось чертежей, во-вторых, пожертвования заметно снизились – и противники столь необычного стиля всерьез подняли вопрос сноса нынешнего символа Барселоны. Но тут поехали в Каталонию туристы из Японии, боготворившие Гауди. С фотоаппаратами. И тогдашние селфи разлетелись по миру, привлекая новых и новых поклонников.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Но Барселона – это не только Гауди. В пятимиллионном городе прекрасное море! И пляж — широкий, чистый, с сетками для волейбола, барами, урнами и дизайнерскими кабинками для переодевания! В порту стоят яхты, на берегу – теслы.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Если позволяет время, можно побродить по Готическому кварталу. Несмотря на утверждения путеводителей, там тихо и спокойно. По крайней мере, днем.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Можно побродить и по Эшапле, удивляясь красоте зданий и особенно балконов. Балконы Барселоны – это прямо отдельное направление городской архитектуры.
А вот на Рамбле делать нечего, разве что толкаться в толпе таких же жертв справочников и гидов.
Но если у нас неделя – надо выехать за пределы столицы Каталонии.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
В часе езды от Барселоны есть удивительное место – гора и монастырь Монсеррат. Наплывшие друг на друга горы похожи на рукотворные – отчетливо видны лики и фигуры, словно высеченные из гигантских скал.
А в монастыре, известном с IX века, хранится деревянная скульптура Черной Мадонны, которую, по легенде, невозможно вынести из монастыря – с каждым метром ее вес увеличивается кратно. К ней едут паломники и туристы со всего мира. Черная дева выполняет любые желания, но только не материальные. Мы познакомились там с семьей из Нижнего Новгорода – они с грудным ребенком приехали сказать Мадонне «спасибо». Год назад они были здесь – и этого малыша попросили.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
А рядом с горой Монсеррат находится Сан Садурни д’Анойа (Sant Sadurní d’Anoia) – столица испанского шампанского – Кавы. В этом городке что ни здание, то Дом Шампанского. Даже мусорки и ограничители для машин здесь в форме пробок.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Первое шампанское здесь стали производить 200 лет назад, а вот первая Cava появилась только в 1959 году, когда Шампань предъявила авторские права на название. Семь самых влиятельных производителей в 1958 году собрались и выбрали новое название игристого — «Cava», которое обозначает нижнюю часть погреба.
В Sant Sadurní d’Anoia есть винодельня Местрес (Mestres), которая существует с 1312 года. В подвалах на 18-метровой глубине всегда постоянная температура, тишина, запах времени и шампанского. Километровыми подвалами изрыты все подземелья города.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Например, вся территория под главной площадью со зданием мэрии – это лабиринты подвалов с вином. Существует даже старинный ход из городской тюрьмы в погреба Местрес. Его история такова: во времена Франко винодельней владел друг мэра Жозе Местрес. Он то и построил ход, чтобы мэр мог, в случае чего, сбежать… Или просто расслабиться и выпить в тишине бокальчик.
Есть в этом городе и целые империи Кавы — FREIXENET, CODORNÍU, производящие миллионные тиражи знаменитого напитка. Замок Codorníu построил знаменитый барселонский архитектор, современник Гауди Жозеп Пуч-и-Кадафальк. В его залах удивительный свет и витражи.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Всего 38 минут на скоростном поезде – и вы из Барселоны попадаете в самый фотогеничный и кинематографичный город Каталонии Жирону или Хирону, как здесь говорят.
В Жирону надо приезжать к обеду. Здесь обедают долго и основательно – 1,5-2 часа. В каждом кафе есть обеденное меню. Комплекс из закуски (например, гора мидий), основного блюда (например, сковорода паэльи), десерта (что-то изысканное или просто божественное) и бутылки вина на двоих стоит 12-18 евро.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
В Жироне снимали «Парфюмера» и шестой сезон «Игры престолов». Поклонники могут сфотографироваться на той самой лестнице. Или присесть за столики знаменитого La Bistro. Знаменитого не только кухней, но и гостями. Там всегда ужинает Марк Цукерберг (когда бывает в Жироне).
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Из Жироны мы уехали в сторону Пиренеев – на виноградники зоны DO Empordá. Здесь всегда ветрено. Но местные ветер любят – он сушит лозы после дождя, чтобы не заводилась плесень. Ветер зовут Трамонтана. О нем еще Гребенщиков пел.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
В предгорье Пиренеев находится бодега La Vinyeta, которой владеют Жозеп и Марта и производят 19 сортов (!) вина. Здесь же бродит стадо овец и есть сыроварня, курятник и оливковые рощи. В роще растут две оливы по 500 лет!!! Доказано и задокументировано.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Самое интересное – все производство держится на одной небольшой семье. Конечно, на сбор урожая нанимают людей. Но в остальное время там работают только сами владельцы: выращивают виноград, делают вино, сыр, масло, продают все это. Даже этикетки делают сами!
Если соскучились по морю, надо ехать в Паламос. Как любой портовый город он особенно красив на закате. В порту в изобилии стоят роскошные яхты, а в кафешках на пляже предлагают прекрасные морепродукты.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Тут довольно много туристов, можно услышать и русскую речь, хотя массовым это направление нельзя назвать. Кстати, в Каталонии очень сдержанно относятся к туристам. Местные — довольно закрытые. Покупают продукты – у «своих», в рестораны ходят – к «своим». Считают туризм поверхностным занятием. И сами ездят не очень много. А если уезжают учиться, всегда возвращаются.
Вернулась и Монсерат Молья – обаятельная и энергичная наследница бодеги MAS MOLLA, существующей с 14 века. Она училась виноделию во Франции и Риохе. На виноградниках работает сама, с сестрами и родителями.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Земля в идеальном состоянии, а вот дом — живописно запущен. Нас на террасе с 200-летними пальмами и видом на виноградники встречает овчарка и два рыжих кота. Пахнет персиками, которые как раз созрели.
Семья Молья делает вина по тем же технологиям, что и их пра-пра-пра….. Не только без удобрений, но и без достижений технического прогресса: землю пашут не трактором, а конем с плугом, виды работ зависят от фаз луны – на восходящей работают с лозой, на убывающей – с корневищем.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
На винодельне хорошо, но на закате мы вернулись в Жирону. И получили еще одно фотопотрясение.
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей
Вокруг старого города идет крепостная стена, построенная еще римлянами в 75 году до нашей эры. Сегодня она отреставрирована и открытая для всех желающих. С этой стены открывается поразительный вид на старый город.
Дождь, который шел полдня, прекратился, тучи разошлись, выпустив несколько последних лучей заходящего солнца, и небо превратилось в палитру. А город внизу стал по-настоящему средневековым. (Лайфхак — лучше места для фотосессий просто нет!)
Фото: Интерфакс / Юлия Кочубей